Программа оздоровительной работы для детей с частыми простудными заболеваниями, аллергией

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей с частыми простудными заболеваниями, аллергией, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основными задачами детского сада по оздоровлению дошкольников являются:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма.
  2. Организовать закаливание детей в щадящем режиме.
  3. Формировать положительное отношение родителей к заливанию, как эффективному способу укрепления здоровья детей.
  4. Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
  5. Создавать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
  6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
  7. Воспитывать потребность детей в здоровом образе жизни.

Решение поставленных задач в детском саду

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, оздоровительные процедуры, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Реализация индивидуальных программ оздоровительной работы под руководством врача-педиатра.
  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

 

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению детей в детском саду «Созвездие»

 

Оздоровительные процедуры в детском саду:

  • Составление индивидуальной оздоровительной программы (врачом-педиатром)
  • Галотерапия – посещение галокамеры (курсами)
  • Массаж (курсами)
  • Ароматерапия, фиточай, витаминотерапия (по назначению врача-педиатра)
  • Биорезонансная коррекция
  • Солевые ванны (по назначению врача-педиатра)
  • Алергостол
  • Инголирование

 

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливающие процедуры в детском саду:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Чистка зубов и полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

Принципы закаливания в детском саду:

  1. Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  2. Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  3. Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  4. Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

 

В группе ведется тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

 

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ в детском садике

  • Луковый напиток
  • Лук, чеснок
  • Кварцевание помещения
  • Соблюдение режима проветривания

 

 

Физическая активность детей

  • Утренняя, корригирующая, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз
  • Лечебная физкультура
  • Точечный массаж по методу Уманской
  • Комплекс по профилактике плоскостопия
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Гимнастика с элементами хатха-йога
  • Физкультурные занятия

 

Примерный комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня

группа детей от 3 до 5 лет

 

  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб.
  2. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  3. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале)
  4. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  5. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  6. Галотерапия/массаж/инголирование/ ванны (по индивидуальным программам оздоровительной работы)
  7. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамич. час на прогулке 1 раз в нед.
  8. Физкультминутки, релакс. паузы во время занятий, массаж ушных раковин.
  9. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  10. Фитонциды (лук, чеснок)
  11. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

  1. Дыхательная гимнастика в кроватях/корригирующая гимнастика (после сна)
  2. Закаливание: рижский метод

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

  1. Обширное умывание, ходьба босиком

Ребенок открывает кран с водой, мочит правую ладошку и проводит ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, и говорит «раз»; то же проделать левой рукой.

Мочит обе ладошки, кладет их сзади на шею и проводит ими одновременно к подбородку, говорит «раз».

Мочит правую ладошку и делает круговое движение по верхней части груди, говорит «раз».

Мочит обе ладошки и умывает  лицо.

Ополаскивает, «отжимает» обе руки, вытирает их насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

  1. Полоскание полости рта отварами трав (после полдника)

Комментирование запрещено